Методические рекомендации к проведению

Организация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся

4-х классов в рамках городской олимпиады «Информина»

(из опыта работы МУ «Информационно- методический центр

г. Сыктывкар Республика Коми, Олешевой О.В. руководителя городского методического объединения библиотекарей г. Сыктывкар ,

заведующего библиотекой МОУ СОШ № 35 УИОП)

Наше время называют «веком информации». Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляет требования к выпускнику школы как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в современном обществе.

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью: то есть уметь получать информацию из различных источников, критически оценивать её, применять для решения проблем, извлекать пользу.

Существенную роль в решении проблем формирования информационных навыков

играет курс «Основы информационной культуры», данный курс активно внедряют в практику школьные библиотекари.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря:

экскурсии по библиотеке,

библиотечные уроки по темам: «Знакомство с книгой и библиотекой», «Правила обращения с книгой», «Структура книги», «Иллюстрации в книге»; «Как выбрать книгу», «Первые энциклопедии, словари, справочники»; «История создания книги и древние библиотеки», «Газеты и журналы для детей».

индивидуальные и групповые консультации по вопросам работы со справочными системами, справочной литературой,

внеклассные мероприятия, в том числе викторины, конкурсы кроссвордистов,

поисковые проекты, посвященные юбилею автора или книгам – юбилярам,

организация, планирование поиска на основе различных источников,

разработка презентаций к урокам и внеклассным материалам,

подбор литературы к учебным проектам и составление информационных списков,

составление списков информационных ресурсов для подготовки к олимпиадам и к государственной итоговой аттестации,

составление рекомендательных списков литературы для учителей.

Основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности обучающихся - библиотечные уроки.

При проведении библиотечных уроков очень важен принцип системного подхода, принцип преемственности, последовательное усложнение подачи материала, ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Школьные библиотекари проводят библиотечные занятия по теме «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам», используя «Программу информационной культуры», утверждённую МК РК.

Цель занятий - сформировать и развивать базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

К таким умениям и навыкам относятся:

  • Подбор различных источников информации;

  • Умение грамотно сформулировать свои вопросы и библиографические запросы;

  • Умение самостоятельного поиска нужной информации в различных источниках;

  • Умение правильно применить найденную информацию.

В проведении библиотечных уроков методическую помощь оказывает Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака. Карнаухова Любовь Фёдоровна, главный библиограф национальной библиотеки, - частый гость на методических семинарах школьных библиотекарей города. Некоторые занятия проводятся на базе Национальной детской библиотеки, Национальной библиотеки РК.

Результаты системы библиотечных уроков:

По окончании начальной школы учащиеся:

  • Правильно называют произведения (фамилию автора, заглавие книги);

  • Знают основные элементы книги (титульный лист. Оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, серия книг); уметь определять по ним примерное содержание книги;

  • Умеют самостоятельно выбирать научно-популярные и художественные книги, использовать справочную литературу, периодическую печать;

  • Знают источники информации на печатных и электронных носителях.

По окончании основной школы учащиеся :

  • Умеют пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, знать структуру каталогов и картотек;

  • Умеют пользоваться справочным аппаратом книги;

  • Знают и умеют использовать многообразие справочных изданий;

  • Умеют правильно пользоваться научной, научно-популярной литературой, обладать первоначальными умениями наиболее рациональной работы с книгой;

  • Знают многообразие информационных ресурсов;

  • Умеют найти информацию на нетрадиционных носителях информации (CD-ROM и др.);

  • Умеют правильно оформить результаты самостоятельной работы.

Кроме библиотечных уроков, в деятельности нашего городского методического объединения школьных библиотекарей г. Сыктывкара разработана и внедрена интересная форма работы по оценке уровня информационной культуры- олимпиада по информационной культуре «Информина» для обучающихся 4-х классов.

Проводится олимпиада с 2009 года при поддержке управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципального учреждения «Информационно-методический центр», Регионального общественно благотворительного фонда «Ассоциация попечительских советов», администраций ОУ.

Цели и задачи.

  • Развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельного поиска и выбора нужной информации

  • Повышение роли библиотеки ОУ в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в ОУ.

Организация олимпиады

  • В олимпиаде принимают участие команды обучающихся 4-х классов ОУ из 4 человек

  • Для участия в олимпиаде подается заявка в оргкомитет олимпиады.

  • Каждый участник должен иметь бейдж с указанием номера школы, фамилии и имени.

  • Для организации олимпиады создаётся оргкомитет с функциями жюри.

  • Оргкомитет подготавливает конкурсные задания, оценивает результаты, награждает победителей.


Время и место проведения олимпиады.

  • Олимпиада проходит в рамках Недели деткой книги в марте во время каникул на базе одного из образовательных учреждений города. Составляется график прихода команд на олимпиаду. Одновременно работают за столами 4-5 команд. Олимпиада проводится в течение дня.

  • Олимпиада состоит из двух этапов, задания разработаны в соответствии с программой «Основы информационной культуры личности» для обучающихся 1-4 классов:

  1. этап: теоретический - выполнение теста;

  2. этап: практический – поиск информации в справочных изданиях.

Общее время выполнения заданий - не более 40 мин

Оценка выполнения заданий.

Жюри оценивает команду по каждому олимпиадному заданию в соответствии со следующими правилами:

-по каждому олимпиадному заданию жюри вырабатывает критерии оценки;

-задание по информационной культуре, выполненное полностью, оценивается в соответствии с баллами, указанными в олимпиадном задании, за каждый невыполненный элемент вычитается определённое в критериях оценки количество баллов;

-места присваиваются командные

Подведение итогов и награждение победителей.

-Команда-победитель определяется по сумме набранных баллов.

- Награждаются команды, набравшие наибольшее количество баллов. (1,2,3 места)

-Все участники олимпиады поощряются призами.

Завершается олимпиада «Информина» большим праздником во Дворце творчества детей и учащейся молодёжи, который называется «Игра-путешествие в Книгоград», на этом празднике награждаются победители, участники получают памятные призы.

К олимпиаде команда готовится заранее, обучающиеся повторяют пройденные темы библиотечных уроков за 1-4 класс, выполняют тесты и практические задания, осуществляя поиск по справочной литературе.

Для участников олимпиады в нашей школе разработана памятка для обучающихся 1-4 классов «Культура чтения-школьникам», в ней отражены основные темы библиотечных уроков в форме опорного конспекта.

Олимпиада «Информина» - это уже информационный продукт, он разработан совместно со специалистами МУ «ИМЦ» (методист по учебным фондам – Елфимова Зоя Витальевна). Проект соответствует требованиям современной школы, имеет определённые достижения. Все материалы по подготовке обучающихся и проведении Олимпиады «Информина» размещены на сайте МОУ СОШ № 35 г. Сыктывкар. http://start.syktsch35.ru/

В перспективе планируется проведение подобных олимпиад в старших классах и включение в задания работ с электронными энциклопедиями, электронными документами в базах данных, электронном каталоге; образовательные сайты для школьников, обучающие программы в Интернете, безопасный Интернет. Приглашаем всех к сотрудничеству в реализации данного проекта.

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса. Обновляется образование, вводятся новые программы. Но главным остаётся умение детей учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Всё это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки. Какого читателя мы воспитаем, таким он и будет в публичных и вузовских библиотек.

Библиография

  1. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.- М.:Школьная библиотека,2003.-289 с.

  2. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке//Библиотека в школе, 2006.-№17-21.

  3. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся.-М.:РШБА, 2007.-127 с.

  4. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому-книга.- М.:Школьная библиотека,2006.-104 с.

  5. Культуру чтения- школьнакам.-Сыктывкар,1983.-111 с.

  6. Основы информационной культуры- школьникам: программа .-Сыктывкар: НДБ, 2010.




Comments